Ил-114 - двухмоторный турбовинтовой самолет.

К началу 80-х годов прошлого века в СССР стало увеличиваться число воздушных перевозок. Нагрузка на самолеты местных и средних авиалиний стала возрастать и назрела потребность в новом, более вместительном самолете. АН-24, эксплуатировавшийся до этого, уже перестал удовлетворять потребностям того времени. Да и парк этих самолетов стал довольно быстро сокращаться из-за выработки ими своего ресурса.

Так в начале 1982 года Г. В. Новожилов, бывший в то время генеральным конструктором ОКБ им. С. В. Ильюшина, предложил разработать новый самолет - Ил-114. Инициативу поддержали. Главным конструктором назначили Н. Д. Таликова. Разрабатываемый самолет должен был сменить не только Ан-24, но и турбореактивные Як-40 и Ту-134.

В начале октября 1983 года была закончена основная разработка технических предложений.
К июлю 1987 года построили полномасштабный проект.
В конце 1989 года изготовили первый прототип Ил-114.
А 29 марта 1990 года с центрального аэродрома им. Фрунзе летчик-испытатель В. Белоусов впервые поднял его в небо. После этого самолет проходил испытания в Жуковском, Ташкенте и Якутске. Но тут грянул экономический кризис, распался СССР и испытания самолета стали затягиваться. Но они все-таки не остановились. С огромным трудом его все-таки довели до серийного производства.

К марту 2009 года построили 14 машин. В эксплуатации находились 8 самолетов. Две машины разбились. Двухмоторный турбовинтовой самолет Ил-114 предназначается для перевозки 64 пассажиров на воздушных авиалиниях протяженностью от 1000 км. Он довольно легко может стартовать с небольших аэродромов, как с грунтовыми, так и с бетонными полосами. Установка пилотажно-навигационного комплекса ЦНПК-114 позволяет пилотировать машину в любое время суток и при любой погоде. Возможна установка двигателей и авионики западных образцов. Вся информация о работе систем сведена в кабину пилотов на 5 цветных многофункциональных дисплеев.

В 1996 году от Ирана поступило предложение об организации лицензионного производства Ил-114 на его территории. Но из-за натянутых отношений эта сделка была сорвана и освободившееся место быстро занял украинский Ан-140. В качестве пассажирского самолета Ил-114 впервые стал эксплуатироваться авиакомпанией «Узбекистон хаво йуллари».

Произошло это в начале июня 1999 года. В 2007 году специально для Ил-114 был сконструирован двигатель, благодаря которому в июле того же года им был совершен трансатлантический перелет на 10 000 км. В России самолеты Ил-114 эксплуатирует авиакомпания «Выборг».

Технические характеристики самолёта Ил-114:

Модификация Ил-114
Размах крыла, м 30.00
Длина самолета,м 26.877
Высота самолета,м 9.324
Площадь крыла, м2 81.90
Масса, кг
пустого самолета 13700
максимальная взлетная 23500
Тип двигателя 2 ТВД Климов ТВ7-117
Мощность, э.л.с. 2 х 2500
Крейсерская скорость, км/ч 500
Практическая дальность, км
с 64 пассажирами 1000
с 1500 кг груза 4800
Практический потолок, м 7600
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 64 пассажиров или 6500 кг груза