Разработка патрульного самолёта С-80 началась в ОКБ им. П.О.Сухого в 1991 году по предложению правительства Финляндии. Главным конструктором по самолёту был назначен Г.Литвинов. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. Заказчику был предоставлен аванпроект, но дальнейшего интереса тот не проявил. Тем не менее работы были продолжены в инициативном порядке. При этом самолёт был переориентирован на обеспечение потребностей в пассажирских перевозках на местных воздушных линиях, где требовался относительно дешёвый и неприхотливый самолёт.
В основу концепции С-80 были положены высокая эффективность перевозок, автономность эксплуатации на неподготовленных аэродромах, широкий диапазон условий эксплуатации, высокая надёжность и безопастность, обеспечение возможности создания семейства специализированных модификаций, соответствие нормам АП-25 и FAR-25. Первоначальный вариант предусматривал оснащение двигателями ТВД-1500 и предназначался для перевозки 19 пассажиров. В 1995 году количество мест в салоне было увеличено до 30, а двигатели заменены на более мощные Дженерал Электрик CT7-9B.
В 1998 году был изготовлен прототип для статических испытаний. В 1999 году завершилось строительство первого лётного прототипа С-80. Летом 2000 года он был доставлен в ЛИИ им. М.М.Громова. 4 сентября 2001 года лётчики-испытатели И.В.Вотинцева и И.Ващук впервые подняли его в воздух. Серийное производство под обозначением Су-80 организовано на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Впервые продемонстрирован публике на авиасалоне МАКС-2001 в Жуковском.
Су-80 построен по аэродинамической схеме двухбалочного высокоплана с П-образным оперением. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен из сплавов 1163, В94П4, АК4, ОТ4, ВТ6, 30ХГСА, ВКС-5,12Х18 и композиционного материала КМУ. Крыло прямое, большого удлинения, снабжено вертикальными законцовками. Механизация крыла состоит из предкрылков и однощелевых закрылков Фаулера. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД CT7-9B с четырёхлопастными реверсивными воздушными винтами диаметром 3,35 м. Для снижения уровня шума в салоне на крейсерском режиме предусмотрена система синхрофазирования. Топливо размещается в 2 крыльевых топливных баках-кессонах. Пассажирский салон герметичный. Посадка пассажиров и погрузка грузов осуществляются с использованием грузовой рампы в хвостовой части фюзеляжа. В бортах имеются аварийные выходы и дверь для экипажа. Система управления полётом автоматическая цифро-аналоговая двухканальная. Пилотажно-навигационный комплекс включает систему спутниковой навигации. Система технического обслуживания обеспеечивает автономную эксплуатацию в течение 50 лётных часов (или 15 суток).
В настоящее время изготовлено 4 самолёта.
Модификации самолёта:
Су-80ГП - грузопассажирский (базовая модификация).
Су-80ГР - геологоразведочный.
Су-80М - санитарный.
Су-80П - пассажирский. Отличается удлинённым фюзеляжем, повышенным комфортом пассажирского салона на 36 мест.
Су-80ПТ - патрульно-траспортный. Отличается бортовым комплексом "Стриж" с РЛС кругового обзора и тепловизором. Вооружение включает подфюзеляжный контейнер с пушечной установкой СППУ-22, ракеты Х-29Т, Р-60М, Р-73, ПТУР "Вихрь", блоки НАР, свободнопадающие бомбы.
Су-80Р - рыбопоисковый.
Су-80ТД - транспортно-десантный.
Лётно-технические характеристики
Двигатели CT7-9B
Взлётная мощность, э.л.с. 2х1870
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота
23,16
18,86
5,58
Площадь крыла, м2 44,0
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина (по полу)
высота
6,3
1,765
1,83
Масса, т:
пустого
взлётная с бетонной ВПП
взлётная с грунтовой ВПП
8350
13500
12500
Запас топлива, кг 2350
Количество пассажиров, чел. 30
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 3500
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
посадочная
535
400
180
Дальность полёта, км:
с нагрузкой 3500 кг
с нагрузкой 1950 кг
перегоночная
700
2580
2890
Практический потолок, м 9000
Длина разбега, м
пробега (с реверсом), м
555
280
Экипаж, чел. 2