Радиоуправляемые модели вертолетов являются одним из самых сложных и эффектных видов моделизма. Динамика и красота полета модели поражают воображение. Летные возможности вертолета дают пилоту неограниченное поле деятельности для самоусовершенствования. Ежегодно в мире проходят десятки соревнований по радиоуправляемым моделям вертолетов, в которых участвуют тысячи моделистов-спортсменов.
Прежде всего надо отметить, что радиоуправляемые модели вертолетов не являются игрушками! Это достаточно сложная летающая модель, способная выполнять все фигуры высшего пилотажа, а также невероятные эффектные фигуры 3D пилотажа.
Вертолет может взлетать вертикально вверх, совершая фигуры, неподвластные ни одной авиамодели, в динамическом полете двигаться боком, задом вперед и зависать над землей вниз ротором. Все это не только возможности модели, но прежде всего опытность пилота. Но нет ничего невозможного.
Занятие вертолетным моделизмом - прежде всего хобби для людей, увлечённых летающими авиамоделями, дающее возможность получить массу удовольствия и приятно провести время. Существует также авиамодельный спорт, где модели вертолетов выделены в отдельный класс РЗС.
В настоящее время в мире моделей определилась чёткая система устройства моделей вертолетов: модель в корпусе и открытая, так называемая схема "тренер". Конструкция вертолета по схеме "тренер" состоит из несущей механики, на которой смонтирован редуктор привода главного ротора, двигатель и элементы управления моделью.
Хвостовая балка такой модели выполнена в виде простой трубы с подкосами, в конце которой закреплен хвостовой ротор. Механика закрывается легкой кабиной-обтекателем. Такая модель имеет небольшой вес и очень удобна в эксплуатации. В случае падения модели (что, к сожалению, может случиться, например, по причине неудачного пилотирования) она легко поддается ремонту, так как состоит из стандартных деталей, которые довольно просто заменить. По сравнению с работой по восстановлению разбившегося самолета вертолет ремонтируется во много раз быстрее и проще, несмотря на кажущуюся сложность конструкции.
Модели корпусной конструкции состоят из стеклопластикового корпуса, который может быть выполнен в виде копии прототипа настоящего вертолета, и смонтированной внутри стандартной механикой "тренера".
Вертолеты бывают с приводом от двигателя внутреннего сгорания и от электродвигателя. Наиболее популярны модели с ДВС, обладающие большим запасом мощности и временем полета около 15 мин.
Для управления вертолетами необходима компьютерная аппаратура со специальной вертолетной программой. Как правило, модели вертолетов продаются без какой-либо электроники, двигателя и лопастей. Для полной комплектации модели нужны пять рулевых машинок, гироскоп и приемник. Назначение этих компонентов требует отдельного рассмотрения.
Конечно же освоить пилотирование модели вертолета намного труднее, чем пилотирование модели самолета. Для начального обучения и приобретения определенных навыков служат специальные компьютерные симуляторы.
RC-вертолеты - это относительно молодой класс среди радиоуправляемых моделей. Впервые полноценный радиоуправляемый вертолет поднялся в воздух не так давно.
В 1972 году на известной Нюрнбергской ярмарке модельной техники была представлена серийная радиоуправляемая модель вертолета, появлению которой предшествовала большая работа ее автора Дитера Шлютера.
Шлютер - немецкий инженер по образованию, моделист по призванию - был одержим идеей постройки летающей радиоуправляемой модели вертолета. Сложный путь к достижению поставленной цели начинался с попыток повторить на модели систему ротора больших вертолетов. Но такая система не давала определенных успехов. Модели, в лучшем случае, совершали короткие подпрыгивания и были плохо управляемы.
С 1967 года энтузиастами вертолетных моделей при поддержке фирмы Simprop были организованы регулярные встречи-соревнования в городе Харсенвинкель. На соревнованиях 1968 года Шлютер представил свою первую модель и стал абсолютным победителем этой встречи. Его модель находилась в воздухе несколько секунд, но это был наилучший результат.
Модель имела деревянный полукопийный фюзеляж вертолета Sikorskiy S58. Четырехлопастный ротор приводил в движение самый мощный в то время двигатель Super Tiger 61. Все узлы модели - центробежная муфта, система охлаждения мотора, редуктор, ротор - были впервые разработаны самим автором. Многие элементы конструкции и сегодня применяют на моделях вертолетов.
Шлютер также предусмотрел систему стабилизации модели гироскопом. Правда, по причине невысокого качества аппаратуры управления эта система не была столь эффективна. Используя свой предыдущий опыт, Шлютер добился большого успеха. На новой модели Huey Cobra он применил систему двухлопастного ротора с циклическим изменением угла лопастей и стабилизирующими лопатками. К такой схеме головки главного ротора Шлютер пришел после ряда экспериментов и пробных полетов. В основе работающего, хорошо управляемого ротора лежала карданная головка с поперечной сквозной штангой на которой были закреплены управляющие лопатки. Это была так называемая схема Beii-Hilier.
И сегодня спустя тридцать лет ни одна фирма не привнесла ничего принципиально другого в конструкцию главного ротора - в основе также схема с поперечной сквозной штангой и стабилизирующими лопатками. В апреле 1970 года модель вертолета Huey Cobra, управляемая Шлютером, выполнила полноценный полет по кругу и продержалась в воздухе 10 мин. Это было настоящей сенсацией в мире моделизма. Далее последовал ряд других успехов: официальный рекорд мира - 28 мин и 11,5км - дальность полета по замкнутому кругу.
Воодушевленный успехом, Шлютер начал производство первых 50 и далее 100 наборов для сборки моделей Нuеу Cobra. Интересно, что в поиске партнера для производства и сбыта моделей Шлютер вел переговоры с фирмой Graupner, которая не поддержала его и отнеслась к производству моделей вертолетов как к неперспективному делу.
По договоренности со второй по величине в Германии в то время фирмой Schuco-Hegi было начато серийное производство модели вертолета Huey Cobra. Эту модель и представили на Нюрнбергской ярмарке. Модель Huey-Cobra управлялась для вертикального подъема только числом оборотов ротора, шайба перекоса оставалась на валу вертикально неподвижной.
Для более чёткого управления моделью по вертикали необходимо было изменять и общий шаг главных лопастей. В 1975 году Дитер Шлютер (уже фирма Schluter-Modellbau) демонстрирует еще одну эпохальную модель. Это "малыш" Heli-Baby и за ней Super Heli-Baby с двигателем 6,5 см3 и коллективным управлением углом лопастей главного ротора. В конструкции этой модели он применил открытую несущую механику (две металлические боковины), на которой крепился двигатель, одноступенчатый редуктор и хвостовая балка из дюралевой трубы, спереди на ней крепилась небольшая кабинка-обтекатель. Эта схема пилотажной модели (так называемый "тренер") также осталась без изменений по сегодняшний день. На вертолете Super Heli-Baby шайба перекоса поднималась вертикально по главному валу и вместе с изменением оборотов двигателя можно было изменять общий шаг главного ротора. На такой модели стало возможным выполнение фигур высшего пилотажа и перевернутый полет.
Далее по лицензии такие модели выпускали в Японии (сегодня фирма KALT) и США (фирма Miniature Aircraft). Вертолетный моделизм распространился по всему миру. В 1986 году Шлютер заключил договор на производство своих моделей с фирмой Robbe и стал консультантом по производству винтокрылых моделей. В соответствии с восьмилетним контрактом он не имел права производить модели вертолетов и сотрудничать с другими модельными фирмами. Самыми удачными и наиболее известными "бестселлерами" были модели Heli-Baby, HeliBoy и Champion. По эскизам Шлютера в США было начато производство вертолета X-Cell фирмой Miniature Aircraft.
Большой вклад в развитие вертолетного моделизма внес также немецкий инженер Эвальд Хайм. Им был разработан компактный механический блок, который легко монтировался в корпус модели. Механика Хайма имеет двухступенчатый редуктор, где одна из шестерен для уменьшения габаритов имеет внутреннее зацепление. Конструкция головки главного ротора хорошо продумана и имеет отличные качества, как в режиме висения, так и в прямом полете.
Для управления шайбой перекоса по шагу Хайм применил схему электронного смешения 120º . На этой механике три рулевые машинки напрямую соединялись с шайбой перекоса тягами, а их синхронные движения управлялись компьютером передатчика. Эта механика продается фирмой Graupner под названием Original Graupner-Heim Mechanik и является самой распространенной вертолетной механикой в Европе. По механической схеме Хайма ряд фирм стал производить свою механику и вертолеты. Это также немецкие фирмы Vario Helikopter, Mikado. Так сложилось, что основным центром и законодателем мод вертолетного моделизма стала Германия. Здесь проводится основная масса вертолетных соревнований, таких как Robbe-Schluter Cup, Graupner Cup, Vario Cup и т.д. В Англии работает фирма Morley Helicopter, которая производит отличающиеся своей оригинальностью модели вертолетов. В Японии вертолетный моделизм занимает одно из ведущих мест в модельном мире. Очевидно, одной из причин этой массовости является недостаточность территорий, необходимых для взлета и посадки обычных авиамоделей. Продукция японских фирм Kyosho, Hirobo, Kalt, TSK известна во всем мире.
В бывшем Советском Союзе одним из первых производителей моделей вертолетов был творческий коллектив энтузиастов, работающих в Харьковском авиационном институте. Это в свое время послужило толчком к массовому развитию этого вида моделизма. Харьковчанин Олег Хвостов одним из первых освоил пилотирование модели вертолета, выполняя практически все фигуры высшего пилотажа. Большой вклад в дело развития вертолетного моделизма в СССР внесли моделисты В. Макеев, И. Чибизов, И. Муковозчик.
За последнее десятилетие механическая часть моделей вертолетов стала очень надежной. В конструкции многих применяются современные материалы: углепластик, новые прочные пластмассы. Компьютерные передатчики оснащены сложными, более совершенными программами, а применение цифровых рулевых машинок и пьезогироскопов с функцией Heading Hold дают возможность пилотам выполнять сложные фигуры пилотажа, неподвластные ни одной другой летающей модели. Появился также новый стиль пилотирования 3D, поражающий своими невообразимыми фигурами. Всё это делает вертолетный моделизм очень привлекательным и массовым во всем мире.