Очевидно, что такое сложное и длительное занятие, как пилотирование вертолета, требует детально проработанного плана тренировок. И вот план составлен - от первых подлетов и висения в начале до авторотации, высшего пилотажа и тестов на профпригодность в конце. В этой статье мы поговорим обо всех стадиях выполнения вашего плана и о том, каким образом тот или иной шаг выполнить лучше всего. При этом предполагается, что вы уже достаточно опытны, и потому детальное рассмотрение мы начнем сразу с перемещений по заданной траектории. Однако, чтобы быть уверенным, что вы не пропустили ничего важного во время предшествующей подготовки, уделим немного внимания основам.
Вернемся к основам
Итак, мы на поле. Рабочая частота выбрана, все предполетные проверки выполнены. Поднимаем и завешиваем модель. Если после этого вы сможете удержать модель точно в одной точке в течение двух минут, без посадок и резких перемещений, ваши навыки достаточны для продолжения. Иначе - потренируйтесь в висении еще пару недель, прежде чем станете выполнять более сложные упражнения. Если же вы прошли этот тест, вот следующее задание: убедитесь, что вы так же хорошо удерживаете вертолет, каким бы боком он ни был повернут к вам во время висения. Попробуйте завесить вертолет боком к себе, потом разверните его другим боком. Вдобавок к этому вы должны уметь разворачивать вертолет на любой угол, и останавливать точно в том положении, которое вам требуется. Отличный способ попрактиковаться в этом - разложить на земле стартовой площадки несколько мелких предметов и перемещать вертолет от одного предмета к другому по заранее определенной траектории (рис. 1).
Следующее упражнение — горизонтальная "восьмерка". Она является переходным упражнением между простым перемещением и более сложными фигурами. Первое время выполнять эту фигуру нужно предельно медленно и аккуратно, а хвост постоянно держать направленным на себя (рис. 2). Если вы потеряли ориентацию, просто завесьте вертолет и сориентируйтесь. Как только у вас начнет получаться — усложните задание: добивайтесь того, чтобы хвост был направлен в сторону, противоположную направлению движения. Начинайте с попыток удерживать нос по курсу на малых отрезках "восьмерки" и тренируйтесь, пока не добьетесь того же на всем протяжении фигуры. Следите также за тем, чтобы высота и скорость полета во время выполнения фигуры были неизменны, а повороты плавны. Одним словом, вы полностью контролируете модель в течение всей фигуры (рис. 3). Отработка "восьмерки" очень важна для дальнейшего изучения более сложных маневров, и позволит сэкономить немало времени. Если у вас не получается сразу — не падайте духом. Просто методично повторяйте тренировки, пока наконец, не приблизитесь к идеалу!
Если вы уже отточили это упражнение, увеличивайте размер "восьмерки", следя за тем, чтобы скорость во время выполнения фигуры не была слишком большой.
Выполнение фигуры можно сочетать с подъемом на небольшую высоту (около 5 м), и снижением в конце фигуры. Повторяйте, пока не приобретете уверенность при выполнении снижения и последующего зависания у земли.
Контролируемые развороты
Многие из вас уже выполняли достаточно сложные полеты, и возможно чувствуют, что достаточно хорошо это делают. Однако перед тем как двигаться дальше, необходимо максимально отработать имеющиеся навыки. Поэтому — никаких полетов на максимальном газу. Мы добиваемся абсолютного контроля над машиной при разворотах и радующей глаз плавности движения.
Взгляните на рис. 3. Как видите, "восьмерка" хорошо подходит для начала. Она требует как правого, так и левого разворота и позволяет потренироваться в достижении плавности движения. Я расскажу, как выполнить хорошую "восьмерку", и покажу, как должны двигаться ручки пульта во время выполнения фигуры.
Модель располагается на земле на достаточном расстоянии от препятствий и зрителей. Заводим двигатель, раскручивается ротор, пульт переключаем в режим idle-up 1. Дайте мотору стабилизировать обороты, потом поднимите вертолет в обычную позицию висения и снова дайте двигателю время на стабилизацию. Если вертолет оттриммирован нормально, и хорошо чувствуется, можно начинать. Двиньте ручку продольного крена примерно на 15% размаха вперед. Одновременно с этим нужно немного увеличить шаг, и модель начнет плавно разгоняться. Она должна пролететь вперед примерно 30 м, при этом контролируйте газ и шаг с тем, чтобы горизонтальная скорость составляла 30-35 км/ч. Теперь начинайте разворот, отклонив ручку поперечного крена вправо на 15% и одновременно ручку управления хвостовым ротором - примерно на 25% (в зависимости от чувствительности). Продольный и поперечный крен контролируются так, чтобы модель выполняла круг диаметром примерно 50 м, шагом хвостового ротора модель удерживается носом на курсе. В добавление к этому крен должен постепенно уменьшаться с одновременным увеличением шага основного ротора для того, чтобы удерживать постоянной горизонтальную скорость. Управляемая таким образом модель опишет правильный круг до момента, когда ее хвост окажется направленным на пилота. Теперь поперечный крен убирается совсем, продольный крен вместе с шагом основного ротора уменьшается. Теперь вертолет пролетит примерно 25 метров по диагонали, после чего нужно дать крен влево, чтобы начался следующий круг. Техника выполнения полета по второму кругу ничем не отличается от того, что было описано ранее.
Как видите, правильное выполнение "восьмерки" во многом зависит от пилота. Положение ручек управления контролируется и корректируется в течение всей фигуры! Это происходит уже потому, что невозможно удерживать постоянную высоту и горизонтальную скорость, совсем не двигая ручками. Также стоит помнить, что во время движения вперед изменение как продольного крена, так и шага основного ротора оказывает влияние и на скорость, и на высоту. Поэтому соотношение крена и шага должно быть сбалансированным в каждый конкретный момент полета.
Аналогичным образом поперечный крен и шаг хвостового ротора также требуют взаимного баланса. Если баланса нет, вертолет будет отклоняться от заданной траектории, или проявится рыскание носа по курсу. Я обычно стараюсь применять простое правило: "крен начинает, хвост продолжает"; и оно хорошо помогает. Иначе говоря, когда мне необходимо выполнить поворот, я выполняю поперечный крен, а потом корректирую положение носа с помощью шага хвостового ротора. Попробуйте применить это правило на практике и вы заметите, насколько улучшится точность удержания на курсе и плавность траектории.
Теперь практикуйтесь. Выполняйте "восьмерку", помня обо всем сказанном выше до тех пор, пока не будете выполнять ее идеально. Когда вы достигнете этого, войны с моделью больше не будет. Наоборот, модель будет находиться там, где вы хотите, двигаться с той скоростью, с которой вы хотите, и на той высоте, на которой вы хотите.
Дальнейшее развитие видится в том, чтобы добиться одинаково идеальных разворотов вправо и влево при полете на удалении. Посмотрите на рис. 5. Здесь видно, что в течение всего круга модель будет находиться перед глазами пилота. Это должно быть (в теории) сравнительно легко, однако на практике могут возникнуть затруднения. Поскольку диаметр окружности, которую описывает модель, существенно больше, чем в случае с "восьмеркой", ближняя часть окружности, проходя по которой, модель оказывается в непосредственной близости от вас, тоже становится существенно больше.
Итак, во время выполнения этого маневра мы отправляем модель от себя так же, как и раньше, и с помощью продольного крена и шага стабилизируем ее горизонтальную скорость. Теперь даем небольшой крен вправо и подруливаем шагом хвостового ротора. Особенность этого маневра заключается в том, что необходимо достичь постоянного баланса между поперечным креном и шагом хвостового ротора и удерживать его в течение всего круга.
Однако, из-за порывов ветра, например, постоянная корректировка в течение всего круга все равно будет требоваться. Поэтому представьте, что то положение ручек, которое сложилось после достижения баланса, - нейтральное, и выполняйте корректировку, как если бы вы выполняли прямолинейный полет (рис. 6). Плюс ко всему, следите за скоростью и высотой полета.
Практикуйтесь регулярно, и постепенно вы начнете чувствовать какое перемещение ручек необходимо для коррекции в том или ином случае. Чередуйте во время практики правое и левое направления вращения. Это очень важно, чтобы избежать ситуации, когда маневры в одну сторону выполняются более уверенно, чем в другую. Тенденция смещения в какую-то одну сторону заложена в нас природой, поэтому подавлению этого следует уделять особое внимание. В один прекрасный момент все, о чем мы сейчас говорили, у вас получится, и тогда останется последнее упражнение.
Посмотрите на рис. 7 и 8. Практически, это то же движение по кругу, только добавляется четыре прямолинейных отрезка. Это упражнение позволит вам достичь точного и плавного входа в поворот и выхода из него. Сначала имеет смысл выполнять полет на небольшой скорости по траектории, подразумевающей минимальную длину прямолинейных участков (рис. 9). Эта переходная траектория поможет вам лучше понять идею. После первых успехов начинайте понемногу увеличивать скорость пролета и длину прямолинейных участков.