Эта часть программы обучения очень сложна, но одновременно исключительно важна для дальнейшего развития мастерства. Полет носом к себе должен быть освоен в совершенстве, поскольку необходим при выполнении высшего пилотажа. Однажды освоив этот вид полета, вы приобретете дополнительную уверенность в собственных силах и откроете для себя новый мир. Все эти нелепые полеты по кругу и "восьмерки", дававшиеся с таким трудом, станут вдруг частью прошлого вместе с паникой по поводу случайного разворота модели носом к себе.
Существует несколько приемов выравнивания вертолета в положении "носом к пилоту". Первый очень похож на технику управления элеронами на самолетах. Очевидно, что, когда модель летит на вас, ее реакция на ручку элеронов становится зеркальной. В этом случае хорошо действует следующая формула: если какое-либо крыло начинает опускаться, мы компенсируем это отклонением ручки элеронов в его же сторону. Например, если модель заваливается на левое крыло, ситуация компенсируется перемещением ручки элеронов влево. Для лучшего понимания попробуйте сымитировать его выполнение на своем вертолете (с заглушенным двигателем).
Другой прием заключается в следующем: заранее тщательно планируйте способ прерывания фигуры, и постоянно практикуйтесь в этом. Если вертолет накренился в положении "носом к пилоту", наилучший способ прервать фигуру - развернуть вертолет в положение "хвостом к пилоту". Для того чтобы это сделать, необходимо соответствующим образом изменить шаг хвостового ротора, поддерживая при этом постоянную скорость полета. Например, вы говорите себе: "при любой проблеме повернуть хвост вправо". Теперь, если вы запутались, просто разворачиваете вертолет и выравниваете его уже в нормальном, "удобном" положении (рис. 1).
Итак, для продвижения к сверкающим вершинам пилотажа нам нужно освоить полет в положении носом к себе, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Если пропустить эту работу сейчас, в дальнейшем у вас будет соблазн никогда ее не сделать. Поэтому, как только вы освоили полет по кругу, начните отработку полета носом к себе. Мы рассмотрим несколько методов достижения поставленной цели. Однако, перед тем, как говорить о методах, я сообщу вам два факта, столь же неоспоримых, сколь и простых. Первый заключается в том, что если бы вы с самого начала поднимали вертолет в положении носом к себе, это положение стало бы для вас естественным, и вы испытывали бы такую же неуверенность при переходе на полет в положении хвостом к себе. Думаете, выполнение каких-либо фигур стало бы сложнее или легче, пойди вы таким путем? Нет! Просто вы двигали бы ручками управления по-другому, считая это нормальным и естественным.
Второй факт заключается в том, что вертолет не знает, где находится пилот. Для него есть только висение, полет или покой на земле. Поэтому вертолет ведет себя одинаково независимо от того, с какой стороны вы на него смотрите.
Так что не расстраивайтесь заранее, все не так сложно, как кажется.
Фактически, висение — это просто рефлекс, выработавшийся у пилота. И теперь мы просто "перенастроим" этот рефлекс у себя так, чтобы управлять вертолетом, висящим носом к нам.
Метод первый заключается в том, чтобы снова установить на модель тренировочное шасси и снова учиться висению. Все делается точно так же, как тогда, когда вы только начинали учиться висеть. Суть в том, чтобы держать модель максимально низко, и опускать ее на землю каждый раз, когда возникают какие-либо затруднения. Если вы выберете этот метод, вам потребуется столько же времени, сколько потребовалось на освоение висения хвостом к себе. Запаситесь терпением, выполняйте короткие, но частые полеты. На каждые две минуты висения носом к себе должна быть минута висения хвостом к себе. Это предохранит вас от привыкания к висению в каком-то одном положении.
Метод второй; лично я предпочитаю именно его. Он не даст вам заскучать в процессе тренировки и не вызовет привыкания к какому-либо одному положению вертолета. Вы поднимаете вертолет на среднюю высоту, затем плавно уменьшаете скорость до зависания, быстро разворачиваетесь и уводите вертолет (рис. 2). Чтобы сконцентрировать внимание и не нервничать, можно вести отсчет. Выглядит это примерно так: "Стоп... раз... два... три... уходим... раз... два... три..." "Уходим" в данном случае означает "разворачиваем вертолет вправо и добавляем газ и крен вперед". Затем выполняется полный круг, вертолет возвращается в позицию "стоп". Снова отсчитывайте про себя положенное время и делайте следующий круг до тех пор, пока не почувствуете уверенность. В дальнейшем увеличивайте время, на которое вертолет зависает между кругами в положении носом к вам. Как только это время достигнет двадцати секунд - начинайте гордиться изо всех сил, вы заслужили это! С этого момента можно уже не увеличивать время висения, но имеет смысл продолжить тренировку для оттачивания полученного навыка.
Третий метод посвящается всем, кто предпочитает отрабатывать новые упражнения сначала в компьютерном симуляторе. Просто практика, практика и еще раз практика. Выполняйте упражнение, постепенно увеличивая силу и порывистость ветра, а также любые другие настройки, усложняющие управление. Когда вы сможете взлетать, садиться и отрабатывать любую возникающую ситуацию, какую только может создать симулятор, тогда, и только тогда можете выходить на поле и стартовать на реальной модели. Тем не менее будьте максимально внимательны, и тренируйтесь с помощью одного из описанных выше методов, медленно и аккуратно. Самая главная опасность для вас - излишняя самоуверенность. Раз вы легко делаете это в симуляторе, вы сумеете сделать это и на реальном поле, так? Однако помните, что несмотря на все ухищрения разработчиков поведение модели в симуляторе не всегда абсолютно соответствует поведению реальной модели. К тому же падение в симуляторе не приносит ничего, кроме раздражения, а падение реальной модели ощутимо бьет по карману. Поэтому выполняйте упражнения с реальной моделью так, словно никогда не летали в симуляторе, и не пытайтесь двигаться вперед слишком быстро.

Оттачивание полета передней частью к себе

Теперь давайте чуть-чуть поднимем планку. Научимся вывешивать модель в произвольной точке на произвольной высоте. Я хочу, чтобы при любых условиях вы сохраняли полный контроль над вертолетом. Начнем с небольших случайных перемещений вправо и влево отточки висения. Это упражнение даст вам возможность повысить точность удержания вертолета в заданной точке. Помните о том, что, когда вы смотрите на вертолет, направления перемещения ручек крена меняются на противоположные. Чуть прибавьте газ и отклоните ручку крена в сторону. Почти сразу же остановите модель перемещением ручки в противоположную сторону. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не достигнете уверенного перемещения модели влево, вправо и обратно в центр круга диаметром около пяти метров (рис. 3). После этого модифицируйте упражнение, перемещая вертолет не в стороны, а вперед и назад (рис. 4). Конечный результат можно считать достигнутым, когда вы свободно удерживаете вертолет в одной точке сколь угодно долго и легко перемещаете его в любом направлении.

Сделаем все наоборот

Если вы использовали для тренировок первый описанный метод, вы тренировались на небольшой высоте, чтобы минимизировать риск поломок из-за ошибок управления. В случае со вторым методом вы поднимали вертолет довольно высоко и довольно далеко от себя. Теперь же я предлагаю вам сделать все наоборот. Использовавшим первый метод нужно будет поднимать вертолет гораздо выше, чем обычно, тогда как использовавшим второй - ближе к поверхности земли. Рекомендации будут те же, что и обычно: не спешите и обязательно продумывайте перед тренировкой способ возврата вертолета в "удобное" положение, на случай, если запутаетесь в управлении! Тщательно прорабатывайте технику управления, пока не станете чувствовать себя одинаково уверенно на любой высоте.
Когда это произойдет, вы будете иметь почти полный контроль над моделью. Уверен, вы думаете: "что значит почти"? Объяснение просто - вы еще не отрабатывали взлет и посадку в положении носом к себе. В теории все исключительно просто, но поверьте, первые попытки поднять реальную модель заставят вас почувствовать прилив адреналина!
Так или иначе, я рекомендую хорошенько поработать над этим вопросом. А решать уже вам. Если решились — вот вам методика. Продолжайте тренироваться до тех пор, пока не научитесь абсолютно без напряжения висеть в 30 см над поверхностью земли носом к себе. После этого снова установите тренировочное шасси на вертолет и правильно его оттриммируйте. Завесьте модель на высоте около 30 см и добейтесь неподвижности. Глубоко вдохните, чтобы расслабиться. После этого медленно сдвигайте ручку газа вниз, пока модель не коснется земли. Не делайте в этот момент никаких лишних движений, просто продолжайте уменьшать газ до тех пор, пока не выключится сцепление и лопасти ротора не остановятся.
Отлично. С посадкой вы справились. Теперь нужно взлететь в положении носом к себе. Это кажется куда более легким, но стоит отметить одну вещь. Когда вы приземлялись, очевидно, что вы до этого были в воздухе. И ваш мозг уже настроился на полет в положении носом к себе. Когда же вы взлетаете из такого положения, мозг еще не готов, и должен довольно быстро вспоминать наработанные навыки.
Поэтому для отработки взлета сначала отлетайте три четверти бака, практикуясь в полете носом к себе; попутно еще раз проверьте, нормально ли модель оттриммирована. После этого приземлитесь и расположите модель так, чтобы она была обращена носом одновременно к вам и по ветру. Увеличьте газ почти до положения, при котором происходит отрыв, и довольно быстро добавьте еще чуть-чуть так, чтобы отрыв произошел резко. Это позволит вам быстро проскочить зону турбулентности (эффекта "земли"), и сделает задачу чуть легче. После этого стабилизируйте вертолет в висении и медленно посадите в ту точку, с которой вы взлетали, как было рассмотрено раньше. Как обычно, не давайте воли спешке и страху.
Подводя итог, можно сказать, что освоение полета в положении носом к себе однозначно необходимо вам, как пилоту. Дело это небыстрое, может занять даже несколько месяцев. Первое время мозг буквально кипит, привыкая к новым навыкам управления. Поэтому не усердствуйте чересчур и не тренируйтесь с утра до вечера! Давайте себе возможность иногда отдохнуть.
Постепенно придет мастерство, а вместе с ним и уверенность в собственных силах.

Пируэты

Пируэт - это вращение модели вокруг оси несущего ротора (рис. 5). В своем базовом виде пируэт очень прост для повторения. Вы просто вывешиваете модель и значительно изменяете шаг хвостового ротора. Модель разворачивается довольно быстро; если во время маневра появляется крен модели, он легко корректируется после завершения пируэта. Однако в случае, если скорость вращения невелика, могут возникнуть проблемы. Возникает путаница в ощущениях пилота, поскольку по мере вращения необходимо корректировать управление креном, например для компенсации действия ветра.
Для того чтобы наглядно это представить, взгляните на рис. 6. Во время разворота вертолет последовательно поворачивается к пилоту то носом, то хвостом. При этом у неопытного пилота могут возникнуть проблемы с ориентацией. И малейшей ошибки в этот момент достаточно, чтобы лишить пилота присутствия духа.
Поэтому имеет смысл соблюдать особую осторожность при отработке пируэта и следить за тем, чтобы поблизости от модели не было людей.
Начинать изучение пируэтов следует с выполнения их достаточно быстро. Лучше всего во время выполнения разворота не обращать внимания на возникающий крен, производя коррекцию после окончания пируэта.
После того, как вы уверенно начнете вращать модель, начинайте понемногу снижать скорость разворота. При этом всегда заранее планируйте процедуру прерывания пируэта и восстановления устойчивости модели, если что-то пойдет не так. Самый простой вариант — прервать вращение и, при необходимости, отлететь в безопасное место.
Тем не менее, по нескольким, странным на первый взгляд причинам прерывание вращения модели может оказаться неожиданно сложным. Объясняется это тем, что наш мозг к моменту прерывания пируэта "находится в режиме вращения", и когда случается проблема, мы внезапно заставляем его переключиться на контроль крена. Поэтому представляется полезным отработать процедуру прерывания пируэта тогда, когда вращение еще достаточно быстрое и не создает проблем, и только потом начинать понемногу снижать скорость вращения.
Мы знаем, что из-за внешних воздействий во время медленного пируэта требуется корректировать крен, чтобы избежать смещения вертолета из заданной точки. Лучше всего управлять каким-либо одним креном, вдвое снижая при этом риск неправильных действий. Обычно я управляю только продольным креном и для выбора правильного момента воздействия слежу за носом модели. Например, когда модель разворачивается носом к ветру, требуется дать небольшой крен вперед, чтобы избежать сползания назад. Поскольку модель вращается, крен вперед постепенно убирается и в дальнейшем, наоборот, дается небольшой крен назад (рис. 7). В этом случае мы проводим коррекцию воздействия ветра только в двух из четырех возможных позиций. Хотя в теории такое управление далеко от идеала, на практике вертолетом управлять гораздо легче.
Напоследок скажу, что пируэт -очень полезная для оттачивания навыков штука и к тому же смотрится он очень эффектно. На мой взгляд, чем медленнее выполняется пируэт, тем больше он свидетельствует о мастерстве пилота. Поэтому ваша задача -достичь умения выполнять медленные и ровные пируэты в самых неидеальных условиях.